Первое упоминание о деревянной Воскресенской церкви – за 1646 год в переписи Толочанова и Фаворова, в которой говорится о « Воскресенских попах» посада Уржумского. Они владели д. Сардой на речке Сарде. Церковь стояла за крепостью.
В 1761 году по указу Казанской Духовной Консистории выстроен каменный 2-х этажный храм, сохранившийся до сего дня. За 1798 год упоминается « каменная Воскресенская церковь… с приделом Благовещения ». В приходе было 115 дворов, в 1810 году – 123 двора. С 1810 по 1834 гг. приход входил в состав прихода Троицкого собора.
За 1810 год о храме сообщалось, что он имеет « нужду» в перестройке колокольни; за 1839 год: « утварью исправна, а в колоколах очень недостаток, равно и не имеет ограды».
В 1831 году и 1844 – 1845 годах с учетом роста населения города церковь расширялась. В Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга есть « Дела 1844 – 1845гг. о расширении Воскресенской церкви в городе Уржуме».Этот проект утвердило в Петербурге Второе отделение департамента проектов и смет (вятский губернский архитектор Костарев, он проектировал пристройки с северной и южной сторон храма), но оно кое-что изменило в фасаде церкви, в декоре окон, приняв за образец украшения окон XVIII века. Из того же проекта видно, что после расширения храма с северной и южной стороны, в 1845 году часть стен постройки 1761 года оказалась внутри здания. Таким образом, от прежнего храма осталась его средняя часть с куполом, а по обеим сторонам церкви были устроены новые приделы. Они были расписаны иконописцем Иваном Стародубцевым.
В 1903 году о церкви сообщалось: « В 1846 году распространена по проэктуВысочайше утвержденному. С внешней стороны по штукатурке выкрашена масляною краскою, а внутри, кроме того, украшены стены живописью и обнесена каменной железной решетчатой оградой. Лицевая и сводчатая стены из опоки. Иконостасы в теплом храме (нижнем) и холодном (верхнем) вызолочены на полименте; в холодном храме сплошь, а в теплом с прокрасой тела иконостасов.
Утварью и ризницею достаточна для 1 священника и диакона, с открытием вакансии второго священника пока не заведен комплект парной ризницы для соборного служения».
До 1884 года верхний храм не имел росписей, и лишь в 1884 – 1885 гг. его средний придел был расписан иконописцем Егором Платуновым. Крыша церкви и колокольни была покрыта железом.
Престолы: в верхнем холодном храме – правый в честь Успения Божией Матери, левый – во имя святого пророка Илии, средний – в честь Воскресения Христова;
в нижнем теплом храме – правый в честь Сретения Господня, средний – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый – в честь святой Великомученицы Екатерины.
Из описания колокольни: « колокольня при церкви каменная, 2-х ярусная, в одной с нею связи глава. Глава эта устроена небольшая, шарообразная на довольно возвышенном пирамидальном шпиле, крыты белой жестью. Крест на ней железный, прямой и четырех конечный. Под сводом колокольни устроена кладовая». Из 4-х больших колоколов самый большой весил 261 пуд. На нем была надпись: « Весу 261 п. 15 ф. 1848 год вылит сей колокол по благословению преосвященного Неофита, епископа Вятского и Слободского, усердием и иждивением Уржумского купца Папия Семенова Матвеева».
Особые достопримечательности: образ св. мученицы Екатерины в окладе и ризе из серебряной басмы и образ св. мученика Георгия (по преданию, были принесены стрельцами, основавшими город, из Москвы и очень почитались в приходе); серебряные кресты, серебряное приложение к чаше, серебряная чаша, 3 напрестольных позолоченных креста, праздничное Евангелие в позолоченном окладе и досках, Евангелие в серебряных досках с 10 серебряными клеймами, кадило серебряное, 2 дарохранительницы, большая и малая, из серебра. Множество икон в серебряных ризах (все изъято в 1922 году).
Опись церковного имущества с 1831 года, копии с метрических книг – с 1837 года, с исповедных росписей – с 1831 года. В 1915 году в церковной библиотеке книг для чтения хранилось 285 томов.
В приход Воскресенской церкви входила северная часть города и 14 пригородных деревень. В 1882 году прихожан насчитывалось: городских – 409 мужчин, 438 женщин, деревенских – 1063 мужчин, 1197 женщин; кроме того, в приходе имелся 1 дом с «раскольниками» - 3 мужчин и 6 женщин. В 1912 г. прихожан насчитывалось: православных русских 1822 м.п. и 2018 ж.п., старообрядцев 54 м.п. и 91ж.п.
Часовен в приходе не было. В начале XX века в приходе было 3 церковные школы – в д. Поповка (с1888 года, в 1893 году переведена в д. Шуран, в 1896 году в деревне создана вновь школа грамоты), д. Шуран (переведена из Поповки) и в д. Шиншерь (переведена в 1894 году из Поповки, за 1915 год не упоминается).
Издревле в октябре-месяце в Уржум приходило 2 крестных хода из города Вятки со святыми иконами, 1 день службы шли в Воскресенской церкви. В начале XX века Владыка, епископ Вятский и Слободской посетил приход в 1914 году.
Причт: XVII век- 2 попа и пономарь;
1798 год- 1 поп и 1 диакон;
1915 год (1918год)- 2 священника и 2 диакона.
Первые известные священники:
О. Феодор Иванов (1740-1798 гг.),
О.Василий Ряженцов (1810 год - примерно 1828 год),
О.Иаков Короваев (служил здесь до перехода в Троицкий собор с 1803 по1809гг.),
О.Симеон Сырнев (при нем был расширен храм).
В начале XX века в храме служили такие замечательные пастыри, как протоиерей Павел Тронин (1899-1907 гг., на его погребении присутствовало 12 священников), о.Павел Сушков (1896-1928 гг., репрессирован), о. Алексий Бенедиктов и о. Иоанн Березин – оба были репрессированы за борьбу с обновленчеством, протоиерей Аркадий Бердников (1931 год), о.Иннокентий Попов (1930-е гг)
и другие.
* * * *
20 октября 1919 года был заключен договор на передачу храма со всем имуществом общине верующих. 16 марта 1922 года произошло изъятие церковных ценностей на сумму 4 пуда 3 фунта; 12 июня 1923 года – изъятие « антисоветской литературы» из библиотеки церкви в количестве 170 томов книг. 21 ноября 1924 года произошла очередная проверка церковного имущества, которая выяснила, что « текущие ремонты храма производятся своевременно».
С самого начала обновленческого раскола, Воскресенская церковь твердо встала на сторону Патриаршей, а затем и Сергиевской ориентации. В 1-ом из документов, за 3 августа 1927 года, упоминается Воскресенский Кафедральный собор города Уржума. Под этим названием была повторно зарегистрирована его община 29 апреля 1930 года; указывалось, что район деятельности собора распространялся на город Уржум и 22 ближайших селения.
Из технического описания храма за 1936 год: « Здание 2-х этажное, каменное на бутовом фундаменте под железной крышей, система отопления нижнего этажа местными голландскими печами (верхний этаж не отапливается). Междуэтажное чердачное перекрытие сворчатая настроенная на сложном растворе, пола в обоих этажах каменные, опоковые плиты, окрашенные масляной краской в красный цвет свинцовым. Окна нижнего этажа имеют двойные рамы с железными решетками между ними; окна верхнего этажа имеют только одни летние рамы и железные решетки, так как верхний этаж церкви в холодный период года не используется, а стоит закрытый с 1 сентября по 1 мая ежегодно. Полезная площадь нижнего этажа 486 кв.м., объем воздуха 2187 куб.м., то есть высота первого этажа 3-4 метра, и свод поддерживается 4 колоннами сечением 3х, 5 м.
Второй этаж, холодный, имеет площадь 504 кв.м. при высоте 5 м. Объем воздуха 2320 куб. метров без купола, и свод поддерживается тоже 4 колоннами сечением 4х метров. Кроме того, вверху находится, так называемый, купол круглый, диаметром7,2 метра. Объем воздуха 90 куб.м.
Год постройки церкви неизвестен. Общее ее состояние удовлетворительное, кругом церкви имеется каменная ограда с железными решетками, пришедшая в ветхость и срочно требует или капитального ремонта, или же сноса, так как кирпичная огородка имеет наклон к Советской улице до 5-8 градусов и грозит падением.
Световая площадь обоих этажей церкви вполне достаточная…Здание может использоваться как под школу, так и под общежитие с незначительной затратой средств на внутреннее переоборудование».
С 1934 года руководство города пошло « в наступление» на городские храмы, с целью их закрытия. «Первой ласточкой» этого стал запрет горсоветом «на совершение религиозных обрядов вне молитвенного здания» от 29 октября 1934г., якобы из-за эпидемий гриппа, заушницы и «подозрительных ангин». В ответ на жалобу священника Воскресенского собора Троицкого, кировский крайисполком 19 января 1935г. признал мотивы отказа горсовета незаконными и предложил ему «в будущем подобных явлений не допускать».
С этой же целью 27 февраля 1936 года комиссией при Уржумском Райисполкоме во главе с техником Шугаловым был сделан осмотр здания Воскресенского собора и составлена дефектная ведомость, по которой Уржумский РИК предъявил общине верующих следующий ремонт:
1) устроить 26 окон зимних рам в холодном верхнем храме;
2) сложить 15 голландских печей, дополнительно к существующим 5-10 в верхнем храме, и 5 в нижнем;
3) произвести окраску масляной краской внутри обоих храмов;
4) переложить каменную церковную ограду – всего на сумму 53660 рублей.
Верующие совершенно справедливо сочли этот ремонт неправильным и ненужным. В одном из ходатайств о сложении с них его перед Комиссией ЦИК, верующие писали: « Верхний храм, холодный, со времени постройки его в 1761 году, приспособлен для служения в нем только в летнее время и кладка в нем 10 печей и устройство зимних рам для общины совершенно не нужны, излишни. При этом 10 печей в верхнем храме при переполнении его молящимися в праздничные дни, своею тяжестью будут производить такое давление на легкие своды, под которыми устроен нижний, теплый храм, что есть основание опасаться за целость здания – катастрофическим обвалом сводов…» и т.п.
Это и многие другие ходатайства верующих остались без ответа. К примеру, 4 апреля 1936 года Комиссия по вопросам культа, заслушав жалобу уржумцев, вынесла решение утвердить ремонт, за исключением …перекладки церковной ограды. Несмотря на это, община верующих отказалась делать никчемный, навязанный им ремонт, что было указано в акте технической комиссии, посетившей храм 1 сентября 1936 года. После этого в Уржумский Совет были вызваны учредители, подписавшие договор 1927 года о принятии здания, и им было объявлено, что если они не откажутся от своих подписей под договором, то Горсовет предъявит им иск в размере 13510 рублей. При этом председатель горсовета заметил, что, якобы, имеется растрата церковного имущества, которая тоже будет взыскана (на самом деле оно все было в целости, что подтвердила комиссия 1 сентября 1936 года). После этого многие учредители из-за боязни сняли свои подписи с договора; осталось лишь 11 человек. Горсовет тут же объявил о том, что старый договор утратил свою законную силу и предложил верующим в 7-ми дневный срок подписать новый договор, в противном случае здание будет взято. Из-за вышеозначенной боязни, никто не решился подписать новый договор. 8 сентября 1936 года президиум Уржумского Горсовета вынес постановление о распаде 20-ки и ходатайстве пред Крайисполкомом о закрытии Воскресенского собора.
15 сентября 1936 года верующие писали в ту же инстанцию: «…вся группа верующих дорожит своим храмом, и глубоко опечалена, что их храм поставлен в такие тяжелые условия Горсоветом. Все действия и стремления Уржумского Горсовета направлены к тому, чтобы, во что бы то ни стало взять от общины верующих здание. Председатель Горсовета высказывался некоторым лицам в этом же смысле». В тот же день Облисполком вынес постановление за № 1618 о закрытии
Воскресенской церкви. Несмотря на то, что Горисполком ходатайствовал о передаче здания под школу, после закрытия церкви там разместили совсем другие заведения. Так поначалу в нижнем этаже размещалось общежитие курсантов, а в верхнем - краеведческий музей.Позднее, в 1940-е годы, когда верующие стали просить вернуть здание им, там разместились солодовня пивзавода (нижний этаж) и классы ремесленного училища (верхний этаж), хотя до этого, по заявлению верующих, здание практически пустовало (возможно, организации числились там фиктивно). В 1949 году второй этаж храма занимал склад заготзерно.
Из описания Воскресенской церкви за 1948 год: «Года постройки нет в делах, кирпичная двухэтажная, на колокольне крест сохранился, а на куполе снят, сторожка есть, иконостаса нет, ограды не было, арендаторы никакого ремонта не производят».
В последние несколько лет в здании церкви размещены магазины и территориальный центр обслуживания пенсионеров . В 1992 году она была включена в список церковных зданий, подлежащих в первую очередь передаче религиозным организациям, но это так и не было сделано.